2 октября
на заседании Мосгордумы принят Закон «О внесении изменений
в Закон города Москвы от 13 ноября 1998 г. № 30 «О
порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного
искусства городского значения».
Изменения
расширяют права Комиссии по монументальному искусству,
права Мосгордумы при принятии решений о возведении
в Москве произведений монументально-декоративного
искусства. Ключевые позиции: а) вопрос о подарках
— Комиссия по монументальному искусству теперь дает
заключение о возможности установления произведения,
передаваемого в дар городу, и рекомендации о месте
установки произведения; б) действие закона распространяется
на всю территорию города Москвы, исключая территории,
принадлежащие физическим и юридическим лицам, закрытые
для обзора и для свободного посещения, а также кладбища
(в первоначальном варианте закона речь шла о центральных
магистралях и площадях города); в) введена статья,
определяющая административную ответственность за самовольную
установку произведений монументально-декоративного
искусства. Что касается вопроса возможного восстановления
памятника Дзержинскому на Лубянке, то в законе прописана
процедура воссоздания памятников. Решение должно быть
принято Правительством Москвы после рассмотрения Мосгордумой
на основании заключения Комиссии по монументальному
искусству.
2 октября Мосгордума
внесла изменения в Закон «О мировых судьях в городе
Москве».
Исключив
из закона две нормы, депутаты привели его в соответствие
с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества
в Российской Федерации». Так, обозначен орган, определяющий
степень профессиональной подготовленности мировых
судей в столице — экзаменационная комиссия при квалификационной
коллегии судей г. Москвы.
9 октября принят во
втором чтении проект закона «Об организации местного
самоуправления». Законопроект, принятый в первом чтении,
вызвал огромный интерес, к нему поступило более 300
поправок.
Но
ситуация с момента принятия законопроекта в первом
чтении в феврале 2002 г. несколько изменилась. В марте–сентябре
этого года власти города проводили многочисленные
заседания, совещания, консультации с юристами с учетом
развернувшейся в стране дискуссии о местном самоуправлении.
В результате было принято постановление правительства
о первоочередных мерах по совершенствованию деятельности
органов исполнительной власти в районах, а также внесены
предложения по изменению ряда статей Устава города,
ранее принятой концепции города о местном самоуправлении,
касающихся прежде всего создания муниципальных образований.
Значительные изменения претерпел и принятый в первом
чтении проект закона «Об организации местного самоуправления».
Изложена в новой редакции преамбула, которая теперь
более точно отражает основные цели и содержание документа.
В связи с судебными решениями исключены статьи, касающиеся
избрания глав управ, их срока полномочий и выражения
им недоверия. Новое содержание получила статья о статусе
депутата муниципального собрания. Исключена излишняя
регламентация деятельности муниципальных образований,
так как эти вопросы каждое из них будет решать самостоятельно
в соответствии с собственным Уставом. Предусмотрены
несколько способов формирования органов местного самоуправления.
Новая версия законопроекта пополнилась главой об ответственности
власти на местах и лиц, ее осуществляющих, перед жителями,
государством, предусмотрен прокурорский надзор за
соблюдением законности в деятельности органов местного
самоуправления. Основными принципами организации местного
самоуправления являются сохранение единства городского
хозяйства и бюджетной системы города, соразмерность
полномочий органов местного самоуправления материальным
и финансовым ресурсам, имеющимся в их распоряжении.
Резкой критике подверг законопроект депутат Д. Катаев.
По его мнению, «урезанные» полномочия лишат низовой
уровень управления обратной связи — выборов полномочной
власти. На его взгляд, именно в местные полномочия
должны входить благоустройство дворов, ремонт домов.
Необоснованным считает он и предусмотренное законопроектом
присутствие «государственной вертикали» на уровне
района. Что же касается документа в целом, то он,
считает депутат, «написан в преддверии нового, никому
не известного Устава города, обсуждается в ускоренном
виде — без рассмотрения на слушаниях. Представлен
практически новый документ, который принимается во
втором чтении».
9 октября принят Закон
«О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г.
Москве», который устанавливает структуру бюджетной
системы и определяет порядок организации бюджетного
устройства в столице, регулирует взаимоотношения,
возникающие в процессе составления, рассмотрения,
исполнения и контроля за исполнением бюджета города,
а также в процессе взаимодействия с федеральным бюджетом
и бюджетами муниципальных образований Москвы.
Согласно
принятому Закону бюджетная система Москвы состоит
из бюджетов двух уровней (городского, в т. ч. бюджетов
территориальных внебюджетных фондов, и бюджетов муниципальных
образований) и основывается на общих принципах бюджетной
системы РФ. Закон определяет порядок формирования
доходов городской казны и расходования бюджетных средств,
предусматривает создание резервных фондов и финансирование
расходов, не предусмотренных бюджетом. При распределении
бюджетных расходов между уровнями бюджетной системы
предписано исходить из того, что городской бюджет
используется для финансирования расходов, связанных
с обеспечением сохранения единства городского хозяйства,
с осуществлением полномочий Москвы как субъекта РФ
и города федерального значения. Из бюджетов муниципальных
образований будут финансироваться содержание органов
местного самоуправления и все расходы, связанные с
выполнением задач и функций, отнесенных к предметам
ведения муниципальных образований. Принятый документ
устанавливает порядок предоставления финансовой помощи
для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности,
регламентирует оказание финансовой помощи местной
власти. В соответствии с новым Законом будет составляться,
рассматриваться и утверждаться бюджет города на 2004
г. Отдельные его нормы вступят в силу после принятия
соответствующих документов. Так, все статьи, касающиеся
бюджетов муниципальных образований, будут полностью
применяться после вступления в силу закона о местном
самоуправлении.
Мосгордума
разъяснила схему повышения тарифов на холодную и горячую
воду: повышение тарифов за отопление и горячую воду,
находящееся в компетенции Правительства Москвы, произошло
1 сентября. Новые ставки за водоснабжение (холодную
воду) и водоотведение (канализацию) вступили в силу
месяцем позже, после утверждения Мосгордумой. Деньги,
переплаченные москвичами за холодную воду в сентябре,
до повышения тарифов, будут зачтены в счет октябрьских
платежей.
По материалам Пресс-центра
МГД
|